Первый урок – социальный. Его цель – «подружиться» с ребятами, определить уровень их подготовки, настроенность на обучение. Поэтому в нем много устных и групповых форм взаимодействия.
(!) На первом уроке необходимо попросить всех зарегаться на сайте и определиться с группой. Предварительно надо обновить БД.
Второй урок и далее. Работа с сайтом
Начиная со второго эффективнее переходить к индивидуальной работе: каждый в своем темпе последовательно работает с материалами на сайте, а преподаватель подходит к тем, у кого возникли сложности, и помогает их разрешить.
Практика показывает, что самое сложное для преподавателя при работе в классе – это синхронизация учящихся. Объяснить одному человеку, как ему выполнить то или иное задание не сложно. В конце концов, всегда можно показать «ручками» по принципу «делай, как я». Но когда студентов около 10 человек, над преподавателем повисает вечная угроза ситуации, когда он, обясняя материал одному, слышит доносящиеся из разных сторон класса реплики: «А что нам делать дальше?» или «Подойдите, пожалуйста!». Студент, который в течение более чем пяти минут не получает ответа на свой вопрос и не знает, чем ему занять руки, теряет интерес к предмету и доверие к преподавателю.
Жесткая привязка к сайту является спасением! В начале урока преподаватель кратко вводит студентов в тему урока и далее рекомендует им четко придерживаться последовательности действий, указанной на сайте. Урок составлен таким образом, что:
в начале урока изложена «база» – самые простые и широко распространенные действия. Постепенно сложность и специализированность материала возрастает. Поэтому естественным образом решается проблема разного уровня подготовки учащихся: слабые студенты работают с базой (не нужно требовать от них выполнения всего урока до конца), сильные – быстро пробежав базу, переходят к «фичам» в конце.
часто последовательность действий внутри урока выверена не только с точки зрения сложности, но и с точки зрения технологического процесса: последующие задания строятся на материалах предыдущих. В связи с этим, следует просить студентов придерживаться последовательности изложения материалов в уроке и не забегать вперед.
урок содержит часть заданий на повторение и закрепление материала из предыдущих уроков.
на каждую микротему даны несколько заданий – для того, чтобы новый навык мог закрепиться. Объясняя, как разрешить ту или иную сложность, преподаватель должен попросить студента самостоятельно выполнить следующие несколько заданий из данной темы (вставить следующие несколько картинок, полей, отформатировать следующие абзацы, вставить новую диаграмму и т.п.).
Взаимодействие в классе
Преподавателю следует чаще хвалить студентов за то, что они:
не опоздали
много сделали
сами во всем разобрались
творчески подошли к заданию и т.п.
Ни что так не поддерживает дисциплину, рабочую атмосферу и, в конце концов, не сберегает нервы преподавателя, как уважительное и доверительное отношение к нему студентов, которое во многом задается таким простым действием, как похвала.
Хорошим подспорьем преподавателю и частичным решением проблемы рассинхронизации является «замыкание» студентов друг на друга: можно просить более подготовленных, когда они уже справились с заданием, объяснить материал соседу, у которого с этим есть проблемы. Выигрывают все трое – и преподаватель (понятно почему), и продвинутый студент (он чувствует доверие и высокую оценку своих знаний со стороны преподавателя) и отстающий (он не должен дожидаться, пока освободится преподаватель, а быстро получает помощь).