Excel – это редактор из пакета Microsoft Office для работы с таблицами.
Интерфейс
Его интерфейс похож на интерфейс текстового редактора Word (те же панели инструментов, строка меню, рабочее поле, контекстное меню, диалоговые окна). Внешнее отличие только в том, что на рабочем поле – заготовка таблицы (лист, разлинованный на столбцы и строки).
Внизу располагаются вкладки Листов. Один документ может включать несколько таблиц. Удобнее располагать таблицы в одном файле не одну под другой (чтобы не перематывать), а каждую на отдельном листе. Редактировать листы (создавать, удалять, переименовывать) можно с помощью контекстного меню.
Excel предназначен специально для работы с таблицами, и имеет несколько особенностей, отсутствующих в Word:
1. Каждая ячейка имеет уникальное ИМЯ, которое складывается из имени строки и столбца, например: А1, С7 и т.п.
2. Есть такой удобный инструмент как АВТОЗАПОЛНЕНИЕ.
Что это такое?
Часто при составлении таблиц приходится вводить регулярные значения (например, идущие друг за другом дни недели, числа месяца, номера по порядку и др.)
Вам не обязательно набивать их все. Достаточно написать в ячейке первое значение, затем выделить ячейку мышкой и потянуть за черный квадратик в нижнем правом углу выделения.
=>
Автозаполнение работает для дней недели (пн, вт, ср…), для дат (12 мар, 13 мар, 14 мар…), для времени (10:00, 11:00, 12:00…), для чисел (1, 2, 3…)
Если следующее значение отличается от предыдущего не на единицу, а на другой интервал, то нужно заполнить ДВЕ ячейки, например, 10:30 и 12:00, выделить их обе и потянуть за черный квадратик. Тогда интервал при автозаполнении будет полтора часа.
3. Существование второй особенности было бы невозможным, если бы не было третьей! Excel при вводе данных автоматически определят их ТИП: текстовый, строковый, числовой, дата и время и т.п.
Разные типы данных по-разному обрабатываются, например 2+3=5, если 2 и 3 – числа, а 2 + 3 = 23, если они – строки (строки при сложении приклеиваются одна за другой).
Тип данных автоматически определяется при вводе. Будьте внимательны!
Если вы написали в ячейке… | Excel прочитает это как… | тип данных |
12,03 | 12 целых 3 сотых | число |
12.03 | 12 марта | дата |
12:03 | 12 часов 3 минуты | время |
12 03 | 12 03 | строка |
12–03 | 12 марта | дата |
1.2.3 | 1 февраля 2003 | дата |
Изменить тип можно через контекстное меню (пункт Формат ячейки, вкладка Число диалогового окна).
Форматирование
Рисовать таблицы в Excel также просто как и в Word. Воспользуйтесь для этого панелью инструментов Форматирование…
…и (для более тонких настроек) диалоговым окном Формат ячеек, которое открывается через контекстное меню, пункт Формат ячейки (это очень похоже на форматирование графических объектов в Word).
Необычная здесь только вкладка Выравнивание. Она позволяет настраивать выравнивание в ячейке, направление текста(сверху вниз, по диагонали); записывать ли весь текст в одну строку или ПЕРЕНОСИТЬ по СЛОВАМ и др.
В Excel нельзя создавать стили, но если требуется к нескольким ячейкам применить комплект настроек форматирования, воспользуйтесь кнопкой Формат по образцу: выделяете мышью отформатированную ячейку, нажимаете кнопку, и затем выделяете те ячейки, к которым требуется применить формат.
Чтобы объединить/разъединить несколько ячеек, используйте кнопку Объединить и поместить в центре:
Задание 1
Нарисуйте таблицу с расписанием ваших занятий (Лист 1 переименуйте в 1 Расписание). Время занятий, номера пар, даты и дни недели сделайте с помощью Автозаполнения. Форматирование с помощью диалогового окна Формат ячеек. Для сдвоенных пар используйте объединение ячеек. Формулы
Важным достоинством Excel является умение производить ВЫЧИСЛЕНИЯ в таблицах, т.е. значения в некоторых ячейках могут рассчитываться в исходя из других.
Давайте для примера посчитаем значение линейной функции:
| На этом листе сверху записана функция (знак второй степени вы найдете среди символов в меню Вставка>Символ).
Ниже значения параметров k и b. Обратите внимание, что сами значения (цифры) записаны каждая в ОТДЕЛЬНОЙ ячейке.
Внизу располагается маленькая табличка: в ячейке C5 значение х, в D5 – ВЫЧИСЛЯЕМОЕ значение у. |
Запись функции в верхней строке еще не является формулой для вычисления (это просто текстовая строка). Саму формулу мы запишем в ячейке D5, и использовать для вычисления она будет данные из ячеек С2, С3 и С5.
Посмотрите внимательно, как это делается, на небольшом фрагменте видео:
Загрузить видео в rar-архиве: http://informatika.delayu.ru/app/video/6-excel-basic.rar
Кратко еще раз проговорим правила работы с формулами:
1. формула ВСЕГДА начинается со знака = ;
2. ВХОД в режим редактирования формул – выделение ячейки мышью и переход в строку формул, ВЫХОД – клавишей Enter;
3. в формуле вы можете использовать данные из ДРУГИХ ЯЧЕЕК таблицы; для этого в режиме редактирования просто щелкните на них мышью (ячейки выделятся цветными прямоугольниками);
4. формулы можно копировать АВТОЗАПОЛНЕНИЕМ (при этом относительное положение ссылок не изменяется);
5. чтобы ЗАФИКСИРОВАТЬ положение ссылки (сделать абсолютным), поставьте знак доллара $ перед буквой столбца или цифрой строки смотря по тому, что именно вы хотите зафиксировать:
ссылка | при копировании формулы автозаполнением… |
B2 | ячейка данных будут смещаться вслед за ячейкой результата |
B$2 | столбец ячейки данных будет смещаться, а строка всегда будет оставаться 2-й |
$B2 | столбец ячейки данных всегда будет оставаться B, а строка будет смещаться |
$B$2 | ячейка данных будет строго B2 |
Задание 2
Воспроизведите таблицу для вычисления значений линейной функции (на Листе 2; переименуйте его в 2 Линейная функция). Значения параметров k и b могут быть произвольными. Задание 3
Сделайте таблицу умножения от 1 до 10 (Лист 3 переименуйте в 3 Таблица умножения) Воспользоваться автозаполнением, формулами.
Примечание: двумерные таблицы заполняются так: сначала вы пишете формулу в верхней левой ячейке (где стоит подчеркнутая 1), и автозаполнением (сверху вниз) копируете ее на весь левый столбец. Отпускаете мышь. Далее (не снимая выделение с левого столбца) автозаполнением слева направо (от 10 до 100) копируете столбец на всю таблицу. Все! Функции
В формулах в Excel можно использовать не только знаки арифметических операций (+, -, *, :, ^…), но и около 240 встроенных функций. Они подразделяются на классы:
математические | СУММ, КОРЕНЬ, ОКРУГЛ и др. |
текстовые | СТРОЧН (делает все буквы в строке строчными),
СОВПАД (проверяет, совпадают ли две строки),
ДЛСТР (считает количество символов с строке),
ЛЕВСИМВ (берет заданное число символов с начала строки) и др. |
логические | И, ИЛИ, НЕ, ЕСЛИ, ИСТИНА, ЛОЖЬ и др. |
дата и время | СЕГОДНЯ (текущая дата),
МЕСЯЦ (из даты в полном формате выделяет месяц),
ДАТА (преобразует числа в переменную с типом «дата») и др. |
статистические | МАКС, МИН,
ГАММАОБР, БЕТАРАСП, ДИСП и др.
(методы статистической обработки данных) |
и др. | |
Посмотрите на видео, как вставлять функции.
Мы будем делать классный журнал.
Нужно посчитать сумму баллов за три самостоятельных и выставить итоговую оценку по пятибалльной системе из такого расчета:
Загрузить видео в rar-архиве: http://informatika.delayu.ru/app/video/6-excel-function.rar
Вот формула для расчета итоговой оценки:
Окно условного форматирования выглядит так:
Условия:
если значение равно 5, фон желтый, а также
если значение между 3 и 4, фон синий, а также
если значение равно 2, фон красный.
Задание 4
Сделайте классный журнал. Посчитайте сумму баллов, итоговую оценку. Сделайте условное форматирование. Фамилии студентов (4–5 человек) и оценки произвольные.
Дополнительное задание (на аккуратность и внимательность): в формуле ЕСЛИ(…) вместо констант (60, 75, 90, 2, 3, 4, 5) сделать ссылки на ячейки таблицы (ее можно разместить на том же листе сбоку или снизу):
ВСЕ!
|
|
|